Программа
курса для дошкольников «Знайка».
Пояснительная записка
Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности.
В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности к обучению является уровень умственного развития. Однако готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность к школьному обучению представляет собой, прежде всего, умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Готовность к обучению определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действия, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе. Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребёнок станет школьником, его общее развитие должно достичь определённого уровня. Речь идёт в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать «во внутреннем плане» или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он ещё до конца не научился. Ребёнок может надолго и в деталях запомнить какое –то событие, если оно чем-то привлекло его внимание. Но сосредотачиваться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему пока ещё достаточно трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то , что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идёт о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая может стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Все эти три линии одинаково важны, и не одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учёба ребёнка не «захромала» с самого начала.
Необходимо отметить, что современные дети зачастую имеют невысокий уровень физического развития, а порой и проблемы со здоровьем. Поэтому не стоит оставлять без внимания и эту сторону развития ребёнка, поступающего в первый класс. Дети не умеют сдерживать свои негативные эмоции, не знают, как правильно общаться со сверстниками и взрослыми, не владеют элементарными навыками культурного поведения, что в свою очередь создаёт дискомфорт в отношениях «ученик – ученик», «ученик – учитель» и является помехой успешной учебной деятельности.
Таким образом, целью курса является выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.
Данные цели реализуются путём решения следующих задач:
Настоящая программа рассчитана на детей 5,5-6,5 лет, занимающихся в группах наполняемостью от 20 до 25 человек.
Срок реализации программы – 8 месяцев (с октября по май).
Режим занятий: два раза в неделю по четыре занятия.
Продолжительность занятия - 25 минут.
Между занятиями предусмотрены 10-минутные перемены.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
Связь с родителями осуществляется на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных бесед. В ходе такого общения родители имеют возможность познакомиться с администрацией школы, преподавательским составом, составить представление об успехах ребёнка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность обучения.