«Отстаньте с
вашей школой!» или
«Подросток не хочет учиться»
Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем
подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и
все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли
каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому – желание
учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный
ребенок? Что происходит?
В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период
– трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным,
самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что
смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, -
взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не
позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…». Оболтусом Глеб стал не так давно,
всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным
школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к
старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и
школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!
Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб
нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на
страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из
болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и
английский – любимые прежде
предметы.
Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся,
садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит
мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в
счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани
от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл
в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…». За лето от
учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее
нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не
переживайте».
Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад,
красавица и отличница – и снова похожая история. Последние два класса – как во
сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с
друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на
домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная
руководительница регулярно бьет в набат – давайте спасать лучшую ученицу! Ее
подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме…
Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?
Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые
психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно.
Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом –
скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные
классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.
И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не
только у нас, почему?
Подросток хочет учиться! Но по своим правилам!
Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток
впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет – но только не по тем
предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две
чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя
и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой
не готовы ее признать – дело плохо.
Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так,
что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в
коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей,
как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить
свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент
всей взрослой жизни – и три параграфа по истории...
Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в
профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь
завтрашние, пропустишь послезавтрашние – и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в
хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только
один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить?
Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы,
однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут
этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной
коммуникации, уверенность в себе – вот что должно быть самым ценным результатом
этого сложного периода, средней школы.
Во что это выльется?
Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно
немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто
направил все свои познавательные силы в другую область – причем в ту, в которую
и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего
возраста – правда, здорово?
Но что же дальше, спросите вы, во что все эта апатия к учебе выльется через пару
лет?
А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к
старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в
старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает
интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже
знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может
смотреть в будущее как взрослый – оценивая возможные перспективы, шансы на успех
в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе
действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить
план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не
может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если,
конечно, мы говорим о личности.
Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за
ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и
расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он
будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему
предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно
правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он
экономит силы – прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей
голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла.
Жаль, что обычно эту привилегию
мы, взрослые, позволяем только себе.
Другие причины
Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у
большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок
в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать
он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.
Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к
учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы,
позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не
задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное –
появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о
здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть
время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение
домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.
Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок
уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей
неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет
учителя только по причине его профессиональной принадлежности.
Если какие-то предметы даются ребёнку особенно тяжело, попробуйте заинтересовать
этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии
в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к
практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать,
записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то
интересное.
Третья причина – самая трудная. Потому что касается отношений в семье.
Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится
нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем,
что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких
условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены,
что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это
можно только наладив взаимоотношения между собой.
Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе
ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает
именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной
палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.
В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно
ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с
психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не
понадобиться.
Важный возраст
Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и
помогайте утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со
сверстниками. Пока она не утолена – ему действительно не до учебы. Что здесь
поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и
об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде – о том,
как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались
истории, как мы на них реагировали, что чувствовали.
По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не
препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не
очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами,
а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной
самооценке. В интернете общаться – тоже надо! Посидите пару вечеров за
компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются
важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово,
если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им
полезное объединяющее начало – хоть мыло варить (вот вам и химия в самом
интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то
действительно интересному и конечно - в компании